РП ВД Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю. 2 кл.

Приложение к ООП НОО
Приказ от 29.08.2025 г. № 191-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7128462)
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю
для обучающихся 2 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным
читателем: читаю, думаю, понимаю» включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения во 2 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности создает условия для социального,
культурного, а в будущем и профессионального самоопределения, творческой
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной
культур.
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, воспитанию обучающегося - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать
задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития
учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для
ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование
читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы
функциональной грамотности закладываются на уровне начального общего
образования, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности
– чтению и письму, говорению и слушанию. Грамотный читатель – это человек, у
которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, владеющий техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю,
думаю, понимаю»:
- создает условия для использования приобретенных знаний и умений на уроках
литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой;
- позволит младшему школьнику больше общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий
(справочных, энциклопедических);
- дает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя,
знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы
народов других стран.
Младший
школьник-читатель
овладевает
основами
самостоятельной
читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к
творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге,
расширяется кругозор детей, обогащает нравственно–эстетический опыт.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
- совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование
текстовой деятельности с необычными формами представления информации;
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- развитие творческой способности создавать необычные тексты.

Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется
решением следующих задач:
- формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
- совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг;
- формирование умения извлекать информацию из различных текстов;
- формирование умения применять извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем;
- развитие способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- обеспечение усвоения ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству; уважения к честному труду, таланту, гению; осознание
солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть
им полезным;
- приобщение к проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: во 2 классе – 34 часа (1
час в неделю, 34 учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система практических занятий
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Книга, здравствуй.
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс
«Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные
книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с
книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?»
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о детях и для детей.
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книгисборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских
писателей. Читальный зал. Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг».
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).Читальный зал. Чтение
произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы
«Почитай-ка», «Зёрнышко». Живой журнал «Парад героев-сверстников»
(инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Книги-сборники о детях и
для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э.
Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).Книги-сборники стихотворений для детей (Я.
Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто). Крупицы народной мудрости.
Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай
загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок
народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники.
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный
аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Поисковая работа. Читальный зал:
народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения,
пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная
игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или
наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о
семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается.
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок:
встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут
рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише
и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники
Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг.
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный
урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность:
презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление
еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых

норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с учебным произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по
её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу
обучения во 2 классе обучающийся научится:
- владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей
понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно;
- воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать
фактический материал;
- отвечать на вопросы в устной и письменной формах;
- задавать вопросы к прочитанным произведениям;
- определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения;
- находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
- составлять план текста; пересказывать текст;
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
- находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль
в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном
высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации;
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную
тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотек;
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского

текста, используя средства художественной выразительности;
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом
на уроках разных предметных дисциплин.
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа осуществляется в следующих
формах:
побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/readers-helpevents/virtualny-tour-po-rgb

1

Книга, здравствуй.

5

2

Книгочей — любитель чтения.

4

3

Книги о детях и для детей.

4

4

Книги-сборники.

4

5

Писатели-сказочники.

5

6

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

4

7

Защитникам Отечества посвящается

4

8

По страницам любимых книг

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlya-detej-7-8-910-let/

34

9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов
1

2.

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её
справочный аппарат. Конкурс "Пословицы о книге и
учении".
Художественные книги. Иллюстрации в книге и их роль.
зал:

1

3.

Правила работы с книгой. Читательский
самостоятельное чтение и выбор книги.

зал:

1

4.

Правила работы с книгой. Читательский
самостоятельное чтение и выбор книги.

1.

1

Экскурсия в библиотеку .

1

6.

Поиск книг по каталогам.

1

7.

Викторина «Что вы знаете о книгах»

1

8.

Игра «Я- библиотекарь»

1

9.

Игра «Я- библиотекарь»

1

10.

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг».

1

11.

Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка,
В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

1
1

12.

Читальный зал. Чтение произведений о детях на
страницах детских газет и журналов.

1

14.

Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках.
Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы.

15.

Загадки. Темы и виды загадок. Игра «Отгадай загадку».

1

16.

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

1

5.

13.

Электронные цифровые образовательные ресурсы

https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/readers-helpevents/virtualny-tour-po-rgb

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlya-detej-7-8-9-10-let/

1

10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

1

18.

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в
группах).
Ш. Перро "Кот в сапогах", "Золушка" .

19.

Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок", "Дюймовочка".

1

20.

Рассказ-описание любимого героя сказки.

1

21.

Викторина по сказкам зарубежных писателей.
Книги сказок народов мира

1

Жанры произведений
пословицы, сказки.
Конкурс стихов о маме .

1

17.

22.
23.
24.

о

семье:

1

1

стихотворения.

1

Литературная игра «По страницам учебника и
художественных книг».

1

Мини-проект. Рукописная книга "Семья".
Былины и сказы о защитниках Отечества.

1
1

31.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне,
Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»
Мини-проект. Рукописная книга «Защитники Отечества
в твоей семье»
Мини-проект. Рукописная книга «Защитники Отечества
в твоей семье»
Презентация любимых книг

32.

Презентация любимых книг

1

25.
26.
27.
28.
29.
30.

1

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые
33.
истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение»
или «Дневник читателя».
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые
34.
истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или
«Дневник читателя».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1

1

34

11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».