РП ВД Мир шахмат 2 кл.

Приложение к ООП НОО
Приказ от 29.08.2025 г. № 191-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7127083)
Мир шахмат
для обучающихся 2 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения во 2 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, с учетом авторской программы И.Г.
Сухина «Шахматы школе», а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций,
чтение дидактических сказок и т. д. Обучение игры в шахматы с самого раннего
возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим младшим
школьникам не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет
этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего игрой, но носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности младшего школьника происходит через
шахматную игру, в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд
необходимых и требуемых в обществе качеств: устремленность, волю, выносливость,
терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и
правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Младший школьник, обучающийся этой игре, становится
собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в
учебе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. У обучающихся
начального общего образования на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших
школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и
совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в
шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность
самовыражения, коммуникации и способствует развитию логики мышления,
концентрации внимания, воспитанию воли.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворения их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами.
Изучение шахмат вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя развитию логики, концентрации
внимания, умению выяснять закономерности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
- расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения
анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового
воображения;
- развитие личностного и интеллектуального потенциала младших школьников,
формировать общую культуру и организацию содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется
решением следующих задач:
- познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом;
- научить ориентироваться на шахматной доске;
- научить
правильно помещать шахматную доску между
партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль,
диагональ;
- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат;
- сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход;
- познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных
фигур;
- познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур;
- сформировать умение записывать шахматную партию;
- сформировать умение проводить элементарные комбинации;
- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: во 2 классе – 34 часа (1
час в неделю, 34 учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практический курс, игры-соревнования в шахматы "Юные шахматисты".
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс.
ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается)
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления
и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение»,
но
с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
- формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, умозаключение;
- осуществлять смысловое чтение;
- делать обобщение и выводы;
- формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- определять способы действия в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- соблюдать правила общения и поведения;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы;
- принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно

относиться к своей задаче по достижению общего результата.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по
её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу
обучения во 2 классе обучающийся научится:
- знать и применять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные
шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие;
- ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать и применять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка;
шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- применять правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
- применять основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
- грамотно располагать
шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие
окончания.
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа осуществляется в следующих
формах:
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1

Шахматная доска

4

2

Шахматные фигуры

2

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

3

Начальная расстановка фигур

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

4

Ходы и взятие фигур

16

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

5

Цель шахматной партии

6

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

6

Игра всеми фигурами из начального положения

3

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

7

Обобщение

2

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

34

9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

1.

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Первое знакомство с шахматным королевством.
Шахматная доска.

1

Линии на
вертикали.

1

https://mail.ru/search?mstatid&type=video&q=%D1%88
%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%2B16%2B%D
0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81
%D0%BA%D0%BE%D0%B9&&fr=ch_omnibox&serp_
path=%2Fvideo%2Fpreview%2F5706171884431900374

шахматной

доске.

Горизонтали

и

https://chess555.narod.ru/er07.pdf
https://dzen.ru/video/watch/60d818f460cf8a72e02b1e85?
f=d2d

2.

3.

Линии на шахматной доске. Диагонали.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

4.

Шахматные фигуры.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

5.

Сравнительная сила фигур.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

6.

Начальная позиция

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

7.

Ладья

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

8.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

9.

Ладья
Слон

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

10.

Слон

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

11.

Ладья против слона.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

12.

Ферзь.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

13.

Ферзь.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

14.

Ферзь против ладьи и слона.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

15.

Конь.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

16.

Конь

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf
10

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

18.

Конь против ферзя, ладьи, слона.
Пешка.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

19.

Пешка.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

20.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

21.

Король.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

22.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

23.

Король против других фигур.
Шах.

24.

Шах.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

25.

Мат.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

26.

Мат.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

27.

Ничья. Пат.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

28.

Рокировка.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

29.

Шахматная партия.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

30.

Шахматная партия.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

31.

Шахматная партия.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

32.

Шахматная партия.

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

33.

Конкурс «юный шахматист»

1

34.

Конкурс «юный шахматист»

1

17.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://chess555.narod.ru/er07.pdf

34

11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».