Приложение к АООП НОО ЗПР
Приказ от 29.08.2025 г. № 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7126240)
Учусь создавать проекты
для обучающихся 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса внеурочной
деятельности, место в структуре плана внеурочной деятельности, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО и авторской программы обучающего и
развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь
создавать проект», а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности интеллектуальной направленности,
предназначена для организации исследовательской деятельности младших
школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного
отношения к знаниям.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие
личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом.
Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает
обучающегося к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов
коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация
является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных
задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к
реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация
необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение
учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе,
потребностях обучающихся и их родителей (законных представителей). В программе
удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие,
эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с
организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель программы:
- углубление знаний и представлений по выбранной теме проекта, формирование
исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению
выбранного предмета, развитие познавательной активности и интереса в процессе
исследовательской работы, воспитание культуры безопасности работы в сети
«Интернет», эстетического и нравственного отношения к окружающей информации.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности определяется
решением следующих задач:
- Знакомство с
проектной технологией,
с
алгоритмом
построения проекта (познавательные УУД).
- Формирование позиции
взаимодействия, навыка
группового
взаимодействия (коммуникативные УУД).
- Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки
своей деятельности (регулятивные УУД).
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
- Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта
(личностные УУД).
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее число часов для изучения учебного курса – 34 часа: в 4 классе – 34 часа (1
час в неделю, 34 учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практический курс
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП
НОО (вариант 7.2):
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в разных формах: как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
программам, при обязательном условии создания специальных условий получения
образования, адекватных образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое
сопровождение,
оптимизирующее
взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса);
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь,
направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование
осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями (законными представителями), активизация ресурсов
семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и
общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР,
можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Система оценки достижений обучающихся с ЗПР представляет собой один из
инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам
освоения АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что
предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогических
работников, так и обучающихся и их родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы
оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые
результаты освоения обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решить следующие задачи:
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных
достижений обучающихся с ЗПР;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
Показатель динамики образовательных достижений - один из основных
показателей в оценке достижений обучающихся с ЗПР. На основе выявления характера
динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать
эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения,
системы образования в целом.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП НОО являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении
подходов к осуществлению оценки результатов МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание
методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления
полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их
образования.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи
и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения
обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и
познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих
основных формах:
достижение метапредметных результатов может выступать как результат
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как
инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся
в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведется как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и
формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и
устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости,
зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
предоставление,
при
необходимости,
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что
они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том,
где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение.
Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос.
Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет.
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы,
справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности
чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр,
выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Составления анкет, опросников, интервью
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.
Интервьюирование
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Обобщение анкет и результатов опроса.
Составление таблицы
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы,
чертежи.
Эксперимент и диагностика.
Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование.
Диагностика.
Отчёт по собранному материалу
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления материала
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль.
Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое
оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере
Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”,
“Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности
и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской
деятельности.
Защита проекта. Выступление
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение
материалами исследования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения исследуемого
объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
- выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за материалом (классификации, сравнения,
исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач
и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться
на
разные
способы
решения
познавательных
исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать
с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации,
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- подготавливать небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления допущенных ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по
её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
-
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности. К концу
10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обучения в 4 классе обучающийся научится:
- первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиску (проверке) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки;
- наблюдению объектов окружающего мира; обнаружение изменений,
происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией); устному описанию объекта наблюдения; соотнесения результатов с
целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной
цели?»);
- определению способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы
«Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определению причин
возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на
вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе
и их исправление.
- умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий
результат деятельности;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач
и представления их результатов;
- ориентироваться
на
разные
способы
решения
познавательных
исследовательских задач;
- навыкам смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п., аргументировать (защищать) свои идеи и
т.п.
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала курса внеурочной деятельности Эта работа осуществляется в следующих
формах:
побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности; обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные
11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятий;
применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.
12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Теоретический блок
16
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html
2
Практический блок
18
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
1
2.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
1
3.
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза
исследования.
1
4.
Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
1
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование
выбранной темы.
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей
решения.
Поиск информации. Источники информации. Библиотека.
Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
Поиск информации. Источники информации. Библиотека.
Интернет. Опрос. Экскурсия.
Каталог. Работа с
каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками
информации
Работа в школьной библиотеке с различными источниками
информации
Составления анкет, опросников, интервью
1
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск
объектов для опроса. Интервьюирование
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск
объектов для опроса. Интервьюирование
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск
объектов для опроса. Интервьюирование
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,
диагностики по выбранной теме
1
1.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Электронные цифровые образовательные ресурсы
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html
1
1
1
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
1
1
1
1
1
1
14
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,
диагностики по выбранной теме
Предварительное прослушивание выводов и итогов по
исследованию.
Индивидуальные
консультации.
Корректировка работ. Выводы. Итоги работы
Предварительное прослушивание выводов и итогов по
исследованию.
Индивидуальные
консультации.
Корректировка работ. Выводы. Итоги работы
Обобщение материала. Правила оформления материала
1
Обобщение материала. Правила оформления материала
Оформление работы на компьютере
1
Оформление работы на компьютере
1
Требования к оформлению работы
1
24.
Подготовка текста защиты проекта
1
25.
Подготовка текста защиты проекта
1
26.
Подготовка текста защиты проекта
1
27.
Подготовка презентации
1
28.
Подготовка презентации
1
29.
Защита проекта. Выступление
1
1
32.
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы.
Свободное владение материалами исследования.
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы.
Свободное владение материалами исследования.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
33.
Защита проекта
1
34.
Защита проекта
1
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
30.
31.
1
1
1
1
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
1
1
15
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»