Приложение к АООП ООО ЗПР
Приказ от 29.08.2025г.№ 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия:
дефектологические»
для обучающихся 5-9 классов
(с задержкой психического развития)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для
обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию
системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую
социальную адаптацию.
Программа коррекционного курса разработана для обучающихся 5-9 классов с
задержкой психического развития. Нормативно-правовая база разработки программы
соответствует действующему законодательству РФ и локальным актам МБОУ ПМО
СО «СОШ № 16».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время возросло число обучающихся, которые в силу своих
индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную
общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную
возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта основного общего образования появляются
новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности
в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным
стандартам. Однако, образовательная среда — необходимое условие для качественного
и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и
содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Представленная программа сопутствует этому направлению.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и
обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения
материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обучения детей с ОВЗ.
При разработке программы учитывались современные тенденции образования,
нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и
социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями
здоровья».
Методической основой коррекционно-развивающего обучения является личностноцентрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со
сверстниками.
В программе предоставлены коррекционные занятия, которые направлены на
компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего
обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы,
нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки,
работоспособности, активной познавательной деятельности.
Данная программа составлена на основании рекомендаций ПМПК, АООП для детей
с задержкой психического развития.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы—коррекция познавательной сферы обучающихся, направленная на
подготовку к усвоению ими учебного материала, коррекция недостатков
познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации
программы:
- Обеспечение оптимальных условий для развития личности обучающегося путем
создания: климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм
деятельности, среди которых ученик может отыскать наиболее близкие его
способностям и задаткам ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности;
определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого ребенка; разработка и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов.
- Субъектно-ориентированная
организация
совместной
деятельности
обучающегося и взрослого:
- опора на личный опыт ученика; обеспечение близкой и понятной цели
деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на
групповых занятиях; использование различных видов помощи (стимулирующей,
организующей и обучающей); организация взаимодействия со сверстниками.
- Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей
деятельности:
- стимуляцияпознавательной активности как средство
формирования
устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
- коррекция и развитие познавательных процессов, учащихся (восприятия,
воображения, внимания, памяти, мышления);
- расширение словарного запаса обучающихся при ознакомлении с миром вещей,
явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
- формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
сферы;
- формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие
пространственной ориентировки; обучение приемам планирования деятельности,
контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;
- формирование функциональной грамотности;
- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на
всех этапах деятельности обучающегося;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы
умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без
специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать
принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной
организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их
нервной системы.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Обучающийся
с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей
наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не
воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо
чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной
деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной
целенаправленной деятельности.
Обучающимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость
внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о
недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это
обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной
информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин
трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная
замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет
обучение письму и математики. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти,
причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного,
кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность
запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно)
словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У обучающихся с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это
проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с
замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой
сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие
обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в
несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять
существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение
организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У обучающихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития:
правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать
акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
грамматического строя речи. Устная речь характеризуется незрелостью,
неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса.
Недостаточный уровень развития речи обучающихся, особенно словаря, приводит к
дополнительным сложностям при речевом развитии. В письменной речи обучающиеся
с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв
непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв,
перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом
усваивают правила выделения границ предложения.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога.
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах
коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их
влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике
обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое
направление коррекционной работы.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует
назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной
деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих
обучающимся с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты
подобного поиска в области развития обучающихся 5-9 классов обобщены в данной
программе.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися представляет собой
организацию целостной осмысленной деятельности обучающегося и учителя,
проводимой в соответствии с определенными научно-обоснованными принципами:
- принцип соблюдения интересов ребенка — педагог работает с максимальной
пользой и в интересах обучающегося;
- принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений обучающихся с разными возможностями здоровья, нарушением
интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося,
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных
функций в процессе организации совместной деятельности;
- принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы
тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
- принцип интеграции образовательных областей в
соответствии
с
возрастными возможностями и особенностями обучающихся с ЗПР;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип доступности обучения предполагает построение обучения
обучающихся на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и
доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в
соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами;
- принцип наглядности и занимательности обучения;
- принцип последовательности:
каждое последующее занятие включает в
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания,
умения и навыки, приобретенные детьми;
- принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений
должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех
специалистов.
Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий
всех специалистов МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» и родителей (законных
представителей) обучающихся. Совместная работа учителя- дефектолога и других
педагогов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход
обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
Общее количество часов за период обучения: 170 часов – в 5,6,7,8,9 классах по 34
часов (1 час в неделю, 34 учебных недели), продолжительность занятий 40 минут.
Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс практической направленности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок
рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающей действительности, для полноценного
сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного
воспитания.
Сенсорное развитие обучающегося с ЗПР значительно отстает по срокам
формирования
и
проходит
чрезвычайно
неравномерно.
Замедленность,
недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитикосинтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его
знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному
наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме
этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного
предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть
своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, —
сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется
способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять
результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов системы геометрических форм,
шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование
работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного,
обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.)
является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно
отсталых школьников.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с какимто предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и
д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому
в программу включены задачи совершенствования координации движений,
преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении
специальных упражнений, также для того чтобы ребенок полноценно развивался и
чувствовал себя членом общества, для сохранения здоровья необходимостью стало
включить в программу обучение обучающихся навыкам саморегуляции.
Для детей с ЗПР характерны отклонения в речевом развитии, которые
обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчают восприятие: показ
предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ
педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к
проговариванию того, что они видят, к ознакомлению с объектом определенным
образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов.
Разные направления деятельности предоставляют большие возможности для
обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности,
осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании,
что несомненно трудно для умственно отсталых учащихся и без специального обучения,
как показывают научные исследования, не формируется.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал
небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением,
увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ. Обучающиеся должны уметь показать и
прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают,
рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только
усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов
умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития
учащихся.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение,
игру, музыку движение, изобразительную деятельность, творчество и т.д.
5-9 класс
Диагностика развития познавательной деятельности.
На этом этапе осуществляется обследование развития познавательной деятельности
с использованием различного диагностического инструментария; осуществляется
знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения
этих проблем. Цель раздела – выявление знаний, умений, навыков учащихся по
основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп
на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Развитие общеучебных навыков.
Данный раздел посвящён развитию учебных навыков через коррегирование
зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и
графических умений. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития
каллиграфических навыков и мелкой моторики. Развитие таких психических функций
6
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
как анализ, синтез, сравнение, произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления. Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с
образцом. Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных
представлений
Коррекция грамматико-аналитических навыков.
Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по русскому
языку. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения,
задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др.
Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью
предупреждения ошибок.
В процессе работы с программным материалом по русскому языку развиваются
фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и
речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом
возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса. Проведение
фронтальных диктантов; самопроверка и анализ ошибок; Списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов; Устный рассказ или сочинение по опорным словам, по
серии сюжетных картинок;
Развитие речи
Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся,
развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную
на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее
обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных
частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами
словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов
словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с
задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность
восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность,
умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь,
влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях.
В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных
самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою
функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений.
Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического
оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении,
моделей различных синтаксических конструкций.
Промежуточная диагностика
Математика.
Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму
математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и
познавательной активности, внимания и самоконтроля.
Геометрия.
Цель раздела – развитие у обучающихся пространственных представлений
геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Особенности и свойства
построения геометрических фигур. Геометрические головоломки: «Танграм»;
«Монгольская игра»; «Колумбово яйцо»; «Игра Пифагора». Пространственные
головоломки «Кубик Рубика»; «змейка Рубика»; «Складывание по развёртке». «Задачи
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
со спичками».
Восполнение пробелов в знаниях.
Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала
школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной
деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и
мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся
(выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ
текста,)а также формирование навыков самоконтроля. Обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности
Пропедевтика изучения сложных тем.
Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических
сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий,
явлений, которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объем
усвоения ими не только понятийного аппарата предметов, но сложности, возникающие
в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени самостоятельности
выполнения упражнений, заданий.
Мониторинг развития учебно-познавательной деятельности.
Проводится повторное тестирование обучающихся и сравнение результатов.
Определяется эффективность коррекционной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися с
ЗПР развитие психических процессов. Предметные результаты освоения АООП
образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Осознавать необходимость выполнять действия в определенный промежуток
времени в повседневной жизни.
Осознавать необходимость целенаправленно выделять отдельные звуки и серии
звуков в повседневной жизни.
Осознавать необходимость целенаправленно выполнять отдельные действия и серии
действий по инструкции педагога.
Осознавать необходимость различать цвета, форму, величину предметов в
повседневной жизни.
Осознавать необходимость осмысленного восприятия объектов и явлений в
повседневной жизни.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Минимальный уровень:
5 класс
Сформированность следующих умений.
-усвоение процесса письма с соблюдением
соразмерности и разборчивого начертания знаков,
- распознавать и называть части тела и лица;
- усвоить основные координаты: верх – низ,
впереди – позади, слева – справа – и
соответствующие ориентировки относительно
себя;
- усвоить порядок следования дней недели,
частей суток, времён года, месяцев года;
-понимать отношения: вчера – сегодня – завтра
– послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше
– моложе; медленно – быстро.
6 класс
Сформированность следующих умений.
-группировать предметы по самостоятельно
выделенным двум признакам;
смешивать цвета;
-находить нереальные элемент «нелепых»
картинок;
-определять противоположные качества и
свойства предметов;
-определять на слух звучание различных
музыкальных инструментов;
-моделировать расположение предметов в
заданном пространстве;
-пользоваться календарем;
-определять возраст людей.
-определять время по часам.
-знать соотношения мер времени: сутки –
неделя – месяц – год; секунда – минута- час.
Достаточный уровень:
Сформированность следующих умений.
-группировать предметы по самостоятельно
выделенным двум признакам;
смешивать цвета;
-находить
нереальные
элемент
«нелепых»
картинок;
-определять противоположные качества и свойства
предметов;
-определять на слух звучание различных
музыкальных инструментов;
-моделировать
расположение
предметов
в
заданном пространстве;
-пользоваться календарем;
-определять возраст людей.
-определять время по часам.
-знать соотношения мер времени: сутки – неделя –
месяц – год; секунда – минута- час.
Ориентироваться
на
сенсорные
эталоны;
-Узнавать предметы по заданным признакам;
-Сравнивать предметы по внешним признакам;
-Классифицировать предметы по форме, величине,
цвету;
-Составлять сериационные ряды предметов и их
изображений
по
разным
признакам;
-Практически выделять признаки и свойства объектов
и
явлений;
-Давать полное описание объектов и явлений;
-Различать противоположно направленные действия и
явления;
-Определять
последовательность
событий;
-Ориентироваться
в
пространстве;
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-Самопроизвольно согласовывать свои движения и
действия;
-Опосредовать свою деятельность речью.
7 класс
- Целенаправленно выполнять действия по -Целенаправленно
выполнять
действия
по
трехзвенной инструкции педагога.
четырехзвенной инструкции педагога, составлять план
действий.
-Ориентироваться в пространстве.
10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
-Группировать
предметы
по
двум
самостоятельно
выделенным
признакам,
обозначать их словом.
-Составлять цветовую гамму от темного до
светлого тона разных оттенков.
-Конструировать формы из 4—6 элементов.
Определять противоположные качества и
свойства предметов.
-Классифицировать предметы по различным
признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу,
температуре, поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу.
-Определять на слух звучание различных
музыкальных инструментов.
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
8 класс
-Целенаправленно выполнять действия по
трехзвенной инструкции педагога.
-Группировать
предметы
по
двум
самостоятельно
выделенным
признакам,
обозначать их словом.
-Составлять цветовую гамму от темного до
светлого тона разных оттенков.
-Конструировать формы из 4—6 элементов.
Определять противоположные качества и
свойства предметов.
-Классифицировать предметы по различным
признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу,
температуре, поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу.
-Определять на слух звучание различных
музыкальных инструментов.
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
9 класс
-Целенаправленно выполнять действия по
четырехзвенной инструкции педагога, составлять
план действий.
-Группировать
предметы
по
двум
самостоятельно
выделенным
признакам,
обозначать их словом.
-Конструировать формы из 6—8 элементов.
-Определять противоположные качества и
свойства предметов.
-Выполнять точные движения при штриховке
двумя руками.
-Пользоваться элементами расслабления.
-Группировать
предметы
по
нескольким
самостоятельно выделенным признакам, обозначать их
словом.
-Самопроизвольно согласовывать свои движения и
действия.
-Конструировать сложные формы из 6—8
элементов.
-Находить
нереальные
элементы
нелепых
картинок.
-Определять противоположные качества и свойства
предметов.
-Самостоятельно классифицировать предметы по
различным признакам (форма, цвет, величина,
функциональное назначение).
-Опосредовать свою деятельность речью.
-Видеть временные рамки своей деятельности.
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
-Целенаправленно
выполнять
действия
по
четырехзвенной инструкции педагога, составлять план
действий.
-Выполнять точные движения при штриховке
двумя руками.
-Пользоваться элементами расслабления.
-Группировать предметы по двум самостоятельно
выделенным признакам, обозначать их словом.
-Смешивать цвета, называть их.
-Конструировать сложные формы из 6—8
элементов.
-Находить
нереальные
элементы
нелепых
картинок.
-Определять противоположные качества и свойства
предметов.
-Самостоятельно классифицировать предметы по
различным признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу,
температуре, поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу.
-Определять на слух звучание различных
музыкальных инструментов.
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
-Целенаправленно
выполнять
действия
по
четырехзвенной инструкции педагога, составлять план
действий.
-Группировать предметы по двум самостоятельно
выделенным признакам, обозначать их словом.
-Конструировать формы из 6—8 элементов.
-Определять противоположные качества и свойства
предметов.
11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
-Самостоятельно классифицировать предметы
по различным признакам.
-Пользоваться элементами расслабления.
-Определять
временные
рамки своей
деятельности, определять
последовательность
событий.
-Давать полное описание объектов и явлений.
-Составлять сериационные ряды предметов и
их изображений по разным признакам.
-Самопроизвольно
согласовывать
свои
движения и действия;
-Опосредовать свою деятельность речью.
-Моделировать расположение предметов в
заданном пространстве.
-Определять возраст людей.
-Самостоятельно классифицировать предметы по
различным признакам.
-Пользоваться элементами расслабления.
-Определять
временные
рамки
своей
деятельности, определять
последовательность
событий.
-Давать полное описание объектов и явлений.
-Составлять сериационные ряды предметов и их
изображений по разным признакам.
-Самопроизвольно согласовывать свои движения и
действия;
-Опосредовать свою деятельность речью.
Базовые учебные действия:
- познавательные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
геометрические фигуры, эталоны цвета.
- регулятивные учебные действия:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
- коммуникативные учебные действия:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Результаты освоения коррекционно – развивающего курса:
умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
умение классифицировать предметы по их существенным признакам
самостоятельно;
умение устранять логические ошибки;
умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
Пути реализации программы:
12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта
особенностей развития детей, определения специфики.
2.Планирование,
организация,
координация (организационно-исполнительская
деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс,
имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях
обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3.Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым
потребностям ребёнка.
4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и
приёмов работы.
Технологии реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе
занятий использовались следующие методы и технологии:
Технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Технологии ТРИЗ;
3. Технологии интерактивного обучения;
4. Информационно-коммуникативные.
Методы и формы реализации программы
Методы:
1. Проблемный метод;
2. Метод взаимодействия;
3. Метод наблюдения.
Основной формой организации процесса коррекции является: подгрупповые и
индивидуальные занятия.
Способы контроля знаний
В программе использованы такие способы как :
-наблюдение;
-устный контроль;
-выполнение тестов;
-взаимоконтроль;
-самоконтроль.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня
сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся.
13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество
часов
Наименование разделов и тем программы
1
Раздел 1. Диагностика развития познавательной деятельности
и навыков обучающихся по предмету
2
2
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
3
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических навыков
5
4
Раздел 4. Развитие речи.
4
5
Раздел 5. Математика.
5
6
Раздел 6. Геометрический материал
4
7
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
4
8
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
2
9
Диагностика
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
34
14
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
6 КЛАСС
№
п/п
Количество
часов
Наименование разделов и тем программы
1
Раздел 1. Диагностика развития познавательной деятельности
и навыков обучающихся по предмету
2
2
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
3
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических навыков
5
4
Раздел 4. Развитие речи.
4
5
Раздел 5. Математика.
5
6
Раздел 6. Геометрический материал
4
7
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
4
8
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
3
9
Диагностика
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
34
15
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
7 КЛАСС
№
п/п
Количество
часов
Наименование разделов и тем программы
1
Раздел 1. Диагностика развития познавательной деятельности
и навыков обучающихся по предмету
2
2
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
3
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических навыков
5
4
Раздел 4. Развитие речи.
4
5
Раздел 5. Математика.
5
6
Раздел 6. Геометрический материал
4
7
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
4
8
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
3
9
Диагностика
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
34
16
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
8 КЛАСС
№
п/п
Количество
часов
Наименование разделов и тем программы
1
Раздел 1. Диагностика развития познавательной деятельности
и навыков обучающихся по предмету
2
2
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
3
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических навыков
5
4
Раздел 4. Развитие речи.
4
5
Раздел 5. Математика.
5
6
Раздел 6. Геометрический материал
4
7
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
4
8
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
2
9
Диагностика
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
34
17
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
9КЛАСС
№
п/п
Количество
часов
Наименование разделов и тем программы
1
Раздел 1. Диагностика развития познавательной деятельности
и навыков обучающихся по предмету
2
2
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
3
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических навыков
5
4
Раздел 4. Развитие речи.
4
5
Раздел 5. Математика.
5
6
Раздел 6. Геометрический материал
4
7
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
4
8
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
2
9
Диагностика
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
34
18
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Выявление знаний, умений, навыков обучающихся по основным
разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к обучающимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
1
Развитие зрительновербального анализа и синтеза, зрительной
памяти, формирование элементов самоконтроля
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с
образцом. Развитие слуховых ощущений.
1
7.
Развитие
словесной
памяти
пространственных представлений.
1
8.
Фонетика. Морфемика. Орфограмма.
1
1
9.
Развитие
орфографической
и
пунктуационной
зоркости.
Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи.
Имя существительное.
10.
Морфологические признаки. Имя прилагательное.
1
11.
Глагол. Морфологические признаки.
1
Грамматические
разборы: фонетический, морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный
Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей.
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
12.
13.
и
произвольного
внимания,
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
19
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
1
15.
Словообразование. Обогащение активного словарного запаса: работа
с синонимами, антонимами.
Синтаксис, синтаксические конструкции.
16.
Умение пользоваться различными словарями.
1
17.
Промежуточная диагностика
1
18.
Натуральные числа.
1
19.
Сложение и вычитание натуральных чисел. Алгоритм вычисления.
Умножение и деление натуральных чисел.
1
1
22.
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
23.
Общий принцип построения геометрических фигур.
1
24.
Отрезки. Угол. Виды углов.
1
25.
Площадь .
1
26.
1
29.
Многоугольники. Треугольники.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание
разделительных Ъ и Ь, предлогов со словами.
Правописание
окончаний
имен
существительных,
имен
прилагательных, глагола.
Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом.
30.
Индивидуальная работа по результатам диагностики
1
1
32.
Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика.
Правописание приставок на з-с.
Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные.
33.
Диагностика по итогам года.
1
34.
Индивидуальная работа по результатам диагностики
1
14.
20.
21.
27.
28.
31.
1
1
1
1
1
1
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Выявление знаний, умений, навыков обучающихся по основным
разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к обучающимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
1
1
7.
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти,
формирование элементов самоконтроля
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных
представлений.
8.
Фонетика. Морфемика. Орфография.
1
9.
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
1
10.
Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий.
1
Грамматические
разборы:
фонетический,
морфемный,
Словообразовательный.
Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный
Деление текста на микротемы: прозаического и поэтического текстов.
1
Простой и сложный план.
Пересказ по плану. Компрессия. Виды
компрессии.
Расширение словарного запаса по темам «Описание помещения».
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
11.
12.
13.
14.
15.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
21
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
«Описание пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа над
выразительным чтением
Промежуточная диагностика
1
1
20.
Делимость натуральных чисел.
Обыкновенные дроби. Алгоритм умножения, сложения, вычитания и
деления обыкновенных дробей.
Отношение и пропорции.
21.
Рациональные числа и действия над ними.
1
22.
Рациональные числа и действия над ними.
1
23.
Окружность.
1
24.
Цилиндр, конус, шар. Геометрические тела.
1
25.
Координатная плоскость.
1
26.
Осевая и центральная симметрия.
1
27.
Правописание окончаний имен существительных и прилагательных,
глагола. Правописание гласных в корне.
1
28.
Простое предложение. Тире в простом предложении. Простые предложения
с однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания.
1
29.
Сложное предложение. Знаки препинания.
1
30.
препинания при обращении и прямой речи.
1
31.
Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок
пре-, при-.
1
1
33.
Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях, не с частями речи.
Диагностика по итогам года.
34.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
16.
17.
18.
19.
32.
1
1
1
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
22
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Выявление знаний, умений, навыков обучающихся по основным
разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к обучающимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
1
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти,
формирование элементов самоконтроля
1
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных
представлений.
1
1
9.
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам.
Составление схем, алгоритмов.
Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил
10.
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
1
1
13.
Грамматические
разборы:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека»
14.
«Описание внешности человека», «Описание процессов труда».
1
15.
Составление текстов с типом речи – рассуждение.
1
16.
Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
11.
12.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
23
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
17.
Промежуточная диагностика
1
18.
Линейное уравнение с одной переменной. Виды уравнений.
1
19.
Целые выражения. Многочлены. Действия с многочленами.
1
20.
Функции.
1
21.
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
1
22.
Основные математические приемы вычислений.
1
23.
Начальные геометрические сведения.
1
24.
Треугольники.
1
25.
Параллельные прямые.
1
26.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
27.
Правописание
окончаний,
прилагательных, глагола.
28.
Правописание имен числительных.
1
29.
Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи.
1
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах
глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных
от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах
глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных
от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
1
32.
Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание
наречий и предлогов.
1
33.
Диагностика
1
34.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
30.
31.
суффиксов
имен
существительных,
1
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
24
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Выявление знаний, умений, навыков обучающихся по основным
разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к обучающимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
1
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти,
формирование элементов самоконтроля
1
1
7.
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных
представлений.
8.
Систематизация и обобщение знаний по орфографии
1
Обособленные члены предложения. Упражнения в дифференциации
частей речи, орфограмм и пунктограмм
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
1
Грамматические
разборы:
фонетический,
Словообразовательный.
Грамматические
разборы:
морфологический,
пунктуационный.
Расширение активного словарного запаса.
морфемный,
1
синтаксический,
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Совершенствование умения строить устное и/или письменное
высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом
и стилем речи.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
25
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Совершенствовать
умение
строить
устное
и/или
письменное
высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение
1
1
17.
Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение-рассуждение
на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
Промежуточная диагностика
18.
Сведения из курса алгебры 8 класс
1
19.
Рациональные выражения.
1
20.
Понятия многочленов и действия с ними.
1
21.
Квадратные корни. Действительные числа.
1
22.
Квадратные уравнения.
1
23.
Четырехугольники.
1
24.
Площадь.
1
25.
Подобные треугольники.
1
26.
Окружность.
1
1
28.
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа
предложения.
Знаки препинания в простом предложении: тире, однородные члены,
обобщающее слово
29.
Обособленные предложения.
1
30.
Словосочетание.
Способы связи в словосочетании.
Обособленные
определения, обстоятельства и дополнения. Знаки препинания.
1
31.
Приложение. Неполные предложения. Отличие неполных предложений от
односоставных.
1
32.
Диагностика
1
33.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
34.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
15.
16.
27.
1
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
26
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
9 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Выявление знаний, умений, навыков обучающихся по основным
разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к обучающимся с ЗПР.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
1
1
7.
Развитие зрительновербального анализа и синтеза, зрительной памяти,
формирование элементов самоконтроля
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных
представлений.
8.
Систематизация и обобщение знаний по орфографии
1
Обособленные члены предложения. Упражнения в дифференциации
частей речи, орфограмм и пунктограмм
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
1
Грамматические
разборы:
фонетический,
Словообразовательный.
Грамматические
разборы:
морфологический,
пунктуационный.
Расширение активного словарного запаса.
морфемный,
1
синтаксический,
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Совершенствование умения строить устное и/или письменное
высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом
и стилем речи.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
27
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Совершенствовать
умение
строить
устное
и/или
письменное
высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение
1
1
17.
Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение-рассуждение
на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
Промежуточная диагностика
18.
Сведения из курса алгебры 9 класс
1
19.
Рациональные выражения.
1
20.
Понятия многочленов и действия с ними.
1
21.
Квадратные корни. Действительные числа.
1
22.
Квадратные уравнения.
1
23.
Четырехугольники.
1
24.
Площадь.
1
25.
Подобные треугольники.
1
26.
Окружность.
1
1
28.
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа
предложения.
Знаки препинания в простом предложении: тире, однородные члены,
обобщающее слово
29.
Обособленные предложения.
1
30.
Словосочетание.
Способы связи в словосочетании.
Обособленные
определения, обстоятельства и дополнения. Знаки препинания.
1
31.
Приложение. Неполные предложения. Отличие неполных предложений от
односоставных.
1
32.
Диагностика
1
33.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
34.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики
1
15.
16.
27.
1
1
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
28
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»