Учебный план для обучающихся с ИН 2025-2026 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РСФСР Г.И. ЧЕБЫКИНА

Рассмотрен
на
заседании УТВЕРЖДЕН
педагогического совета МБОУ ПМО СО
«СОШ №16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Протокол № 1 от 28.08.2025г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
(АООП ИН, вариант 1)
на 2025 – 2026 учебный год

Полевской муниципальный округ, Свердловская область 2025
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского
муниципального округа Свердловской области "Средняя общеобразовательная
школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее - учебный
план, МБОУ ПМО СО «СОШ № 16») для 1в, 2в, 4в, 5в, 6в, 7г, 9в классов (в которых
в 2025-2026 учебном году проходят обучение обучающиеся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) по адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) (далее –
АООП ИН), соответствующую ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки
РФ от 19.122014 г. № 1599), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минпросвещения от
18.24.11.2022 № 1026), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный план является частью АООП УОИН определяет общие рамки
принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его
усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены обязательные
предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит коррекционно-развивающая область,
включающая как обязательные коррекционные курсы, определяемые ФГОС УО,
так и курсы, определяемые МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» с учетом
индивидуальных особенностей ребенка и его особых образовательных
потребностей.
Учебный план обеспечивает выполнение требований к организации режима
образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15, и
предусматривает
пролонгированные
календарные
сроки
образования,
сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
При реализации АООП ИН созданы специальные условия, обеспечивающие
освоение обучающимися содержания адаптированной образовательной программы
в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья.
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Процесс инклюзивного обучения по предметам организуется в форме урока.
Учитель проводит урок для состава всего класса, в котором обучающиеся
осваивают АООП НОО ЗПР , и организует занятия с обучающимся по АООП ИН
(вариант 1) в соответствии с расписанием уроков.
Учебный год в МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» начинается 01.09.2025г. и
заканчивается 26.05.2026г.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час)
составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах
- 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине второго
триместра.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с ИН. Обучение проходит в одну смену.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.

3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. Во 2-4 классах из части, формируемой участниками
образовательных отношений, добавлен 1 час на изучение предмета «Мир природы
и человека». Формы организации образовательного процесса в рамках реализации
АООП определяет МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
В обязательной части учебного плана добавлен 1 час на предмет
«профильный труд» в 5,6 классах из часов части, формируемой участниками
образовательных отношений, в соответствии с ФАОП и в целях усиления
практической подготовки обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны, и их
выбор определяется МБОУ ПМО СО «СОШ № 16».
Коррекционно-развивающая
область согласно
требованиям
ФГОС
УО является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными (групповыми) и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными курсами – ритмикой, коррекционными занятиями,
логопедическими и психокоррекционными занятиями, а также дополнительными
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

– дефектологическими занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования.
Логопедические занятия - формирование и развитие различных видов устной
речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие
словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование семантических полей. Развитие и совершенствование
грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков
письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия - формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к
эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Дефектологические
занятия
обучение
словоизменению
и
словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых),
развитие общего понимания речи, формирование звуковой стороны речи.
Ритмика - развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или
пением; развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей
и речевой моторики, пространственной ориентировки; привитие навыков участия
в коллективной творческой деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
осуществляется МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» в рамках общего количества часов,
предусмотренных учебным планом (до 4 часов).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяется образовательной организацией.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие
курсы указано на одного обучающегося.
Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников,
включенных в Федеральный перечень, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного
срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними
учебных пособий".
Все предметы обязательной части учебного плана и части, формируемой
участниками образовательных отношений, оцениваются по триместрам. Курсы
внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
триместров.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) и всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за триместр и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе триместра.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского
муниципального округа Свердловской области "Средняя общеобразовательная
школа № 16" имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Качество образования на уровне основного общего образования
рассматривается как совокупность личностного, предметного и метапредметного
результата.
Формы промежуточной аттестации по учебным предметам, учебным курсам,
модулям представлены в таблице:
1-4 классы
Классы
Учебные
предметы
(учебные
Предметные области
курсы)
1
2
4
Обязательная часть
Язык
и
практика

речевая

Русский язык

-

АКР

АКР

Чтение

-

ТЧ

ТЧ

Речевая практика

-

АКР

АКР
6

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Математика

Математика

-

АКР

АКР

Естествознание

Мир природы и человека

-

АКР

АКР

Музыка

-

Т

Т

-

Т

Т

Физическая культура Адаптивная физическая культура

-

ВКН

ВКН

Технология

-

ЗП

ЗП

Психологическая азбука

-

Т

Т

Этикет

-

Т

Т

Искусство

Рисование
искусство)

(изобразительное

Труд (технология)

Часть, формируемая
отношений:

участниками

образовательных

Принятые сокращения:
АКР – административная контрольная работа
ТЧ-техника чтения
Т- тест
ЗП – защита проекта
ВКН – выполнение контрольных нормативов

5-9 классы
Предметные области

Учебные предметы
(учебные курсы)

Классы
5

6

7

9

АКР

АКР

АКР

АКР

ТЧ

ТЧ

ТЧ

ТЧ

АКР

АКР

АКР

АКР

Информатика

-

-

Т

Т

Природоведение

Т

Т

-

-

Биология

-

-

Т

Т

География

-

Т

Т

Т

Основы социальной
жизни

Т

Т

Т

Т

Мир истории

-

Т

-

-

Обязательная часть
Русский язык
Язык и речевая практика Чтение (Литературное
чтение)
Математика

Естествознание

Человек и общество

Математика

7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Искусство

История Отечества

-

-

Т

Т

Музыка

Т

-

-

-

Рисование
(изобразительное
искусство)

Т

-

-

-

Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

Технология

Труд (технология)

ВКН

ВКН ВКН ВКН

ЗП

ЗП

ЗП

ЗП

Т

Т

Т

Т

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Моя безопасность
Принятые сокращения:
АКР – административная контрольная работа
ТЧ-техника чтения
Т- тест
ЗП – защита проекта
ВКН – выполнение контрольных нормативов

Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников,
включенных в Федеральный перечень, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного
срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними
учебных пособий".
Освоение адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) завершается
итоговой аттестацией.

8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (АООП ИН) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)
1-4 КЛАССЫ
Предметная область
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство

Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

Физическая культура
Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Психологическая азбука
Этикет
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
Ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность
направления
Курсы

Количество часов в неделю
1в
2в
4в
3
3
2
3
2
2
1
3
2
21
0

3
4
2
4
2
1
1
3
1
21
2

3
4
2
4
2
1
1
3
1
21
2

0
0
21
33
693
6
3
1
2
3

1
1
23
34
782
6
3
1
2
3

1
1
23
34
782
6
3
1
2
4
9

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Проектно-исследовательская деятельность
Художественно-эстетическая,
деятельность
Коммуникативная деятельность

Учусь создавать проекты
творческая Рукотворный мир
Разговоры о важном
Орлята России

ИТОГО
Количество учебных недель
Всего часов в год

0

0

1

1

1

1

1
1
9
33
297

1
1
9
34
306

1
1
10
34
400

10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

5-9 КЛАССЫ
Предметная область
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество

Искусство

Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Чтение (литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Профильный труд

Физическая культура
Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Моя безопасность
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия

Количество часов в неделю
5в
6в
7г
9в
4
4
4
0
2
0
0
2
0
0
1
2
2
7
28
1

4
4
4
0
2
0
2
2
2
0
0
0
2
7
29
1

4
4
3
1
0
2
2
2
0
2
0
0
2
7
29
1

4
4
3
1
0
2
2
2
0
2
0
0
2
7
29
1

1
29
34
986
6
2
2

1
30
34
1020
6
2
2

1
30
34
1020
6
2
2

1
30
34
1020
6
2
2
11

МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»

Коррекционные занятия с дефектологом
Ритмика
Внеурочная деятельность
Направления
ВД, направленная на организационное обеспечение
учебной деятельности (классные часы)
ВД, направленная на развитие личности, ее
способностей, удовлетворения образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации
обучающихся
ВД,
направленная
на
развитие
личности,
профориентацию, предпрофильную подготовку
ИТОГО
Количество учебных недель
Всего часов в год

1
1
3

1
1
4

1
1
3

1
1
2

1

1

1

1

1
0
1

1
0
1

0
1
0

0
0
0

0

1

1

1

9
34
306

10
34
400

9
34
306

8
34
272

Курсы
Разговоры о важном
Информатика вокруг нас
В мире музыкальных звуков
Рукотворный мир
Россия- мои горизонты

12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».