Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Положение
о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – Положение) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует порядок тьюторского
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», другими нормативноправовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана на
взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают
индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует свои собственные
образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который
помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения.
1.3. Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная
траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также
разработанный способ его реализации.
2. Организация и содержание деятельности тьютора
2.1. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную
и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
2.2. Решение о введении в штатное расписание тьютора принимается директором ОО по
согласованию с Учредителем на основании рекомендаций Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии или Психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом
мнения психолого-педагогического консилиума (далее – ТМПК, ПМПК, ППк).
2.3. На основании заключения ТМПК, ПМПК, ППк обучающемуся может быть
предоставлено: общее тьюторское сопровождение реализации АООП; постоянное тьюторское
сопровождение; тьюторское сопровождение на период адаптации обучающегося в школе;
тьюторское сопровождение на какой-либо промежуток времени (триместр, полугодие, учебный
год), либо на постоянной основе.
2.4. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной
инструкцией, рекомендациями ПМПК или ППк.
2.5. Основными задачами тьюторского сопровождения являются:
2.5.1. выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося;
2.5.2. нахождение актуальных и современных образовательных ресурсов, необходимых для
разработки индивидуальной образовательной программы;
2.5.3. формирование у обучающегося учебной и образовательной рефлексии;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
2.5.4. организация обучения (подготовка дидактических материалов для урока,
транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости обучающегося при
необходимости покинуть класс) и воспитания (организация коммуникации с одноклассниками
на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные
проекты).
2.6. При организации образовательной деятельности и коррекционных занятий тьютор
может работать с 1-6 детьми.
2.7. В процессе работы тьютор:
2.7.1. выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы,
затруднения обучающихся в процессе образования;
2.7.2. принимает участие в разработке индивидуального образовательного маршрута для
обучающегося;
2.7.3. осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся в
реализации
индивидуального образовательного маршрута;
2.7.4. осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
2.7.5. осуществляет педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов
реализации индивидуального образовательного маршрута;
2.7.6. организует участие родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута;
2.7.7. участвует в
реализации образовательной
программы, специальной
индивидуальной программы развития;
2.7.8. осуществляет педагогическую поддержу обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
2.7.9. консультирует родителей (законных представителей) по вопросам разработки и
реализации индивидуального образовательного маршрута;
2.7.10. реализует меры по формированию благоприятного психологического климата,
позитивного общения субъектов образования;
2.7.11. оказывает консультативную
поддержку обучающихся в
процессе
их
профессионального самоопределения;
2.7.12. реализует меры по формированию благоприятного психологического климата,
позитивного общения;
2.7.13. выстраивает доверительные отношения с обучающимся и его окружением в
реализации индивидуального образовательного маршрута;
2.7.14. контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуального
образовательного маршрута.
2.8. Во время урока тьютор выполняет следующие функции:
2.8.1. сопровождение обучающегося в образовательном процессе;
2.8.2. помощь в адаптации учебного материала;
2.8.3. обогащение среды с учетом индивидуальных интересов обучающегося;
2.8.4. поддержание коммуникации между окружающими и обучающимся;
2.8.5. использование визуальной системы поддержки организация рабочего места
обучающегося;
2.8.6. реализация и подержание рекомендацийспециалистов,курирующих обучающегося в
образовательном процессе;
2.8.7. реализация планов по коррекции поведения.
2.9. Во время перемены тьютор выполняет следующие функции:
2.9.1. работа над навыками социального взаимодействия и коммуникации;
2.9.2. создание многочисленных обучающих ситуаций;
2.9.3. взаимодействие обучающегося с одноклассниками.
2.10. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред обучающимся.
2.11. В процессе организации деятельности тьютор составляет план работы на период,
обозначенный ПМПК или ППк, но не более 1 учебного года; организует тьюторское
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
сопровождение в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута;
отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник наблюдения.
2.12. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, директор
школы.
2.13. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами
дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским работником,
обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями
(законными представителями), администрацией школы, а также сотрудничает со
специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития
личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей
компетенции.
3. Права и обязанности тьютора
3.1. Тьютор имеет право:
3.1.1. представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по
вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
3.1.2. получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для
осуществления своей деятельности;
3.1.3. требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих
должностных обязанностей;
3.1.4. принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей;
3.1.5. принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
3.1.6. совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии с
распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
3.1.7. участвовать в работе методических объединений;
3.1.8. сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания условий
для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты
в рамках своей компетенции;
3.1.9. повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов школы.
3.2. Тьютор обязан:
3.2.1. принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения
обучающегося;
3.2.2. не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения о тьюторанте специалистам
ППк, об изменениях в состоянии его развития в процессе реализации рекомендаций;
3.2.3. руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;
3.2.4. сохранять конфиденциальность сведений;
3.2.5. защищать права и интересы обучающегося и их родителей (законных представителей).
4. Документация тьютора
4.1. Тьютор ведет следующую документацию:
4.1.1. график работы тьютора;
4.1.2. план работы;
4.1.3. дневники наблюдений;
4.1.4. журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;
4.1.5. характеристика на тьюторанта;
4.1.6. анализ работы тьюторанта за учебный год или период сопровождения.
4.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими
рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в школе.
5. Заключительные положения
5.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16».
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
5.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
5.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»