Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 6 от 24.03.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 24.03.2025 г. № 102-Д
Положение
о кадетском классе
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
Настоящее Положение о кадетском классе (далее - Положение) в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа
Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного
учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регулирует
деятельность кадетских классов, разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность.
2.
Цели и задачи организации работы кадетского класса.
2.1. Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в
социально-педагогическом пространстве кадетского класса является формирование
образовательной и воспитательной личности на принципах гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально
значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной
службы, высокой ответственности, дисциплинированности.
2.2. Для достижения этой цели в ходе учебно-воспитательного процесса выполняются
следующие задачи:
воспитание обучающихся на духовных и нравственных основах, обеспечивающих
действенное служение Отечеству;
возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций отечественного
воинства;
физическое, военно-патриотическое воспитание обучающихся;
формирование у обучающихся общей профессиональной ориентации, в том числе по
профессии военно-прикладной направленности и профессиях, связанных с государственной
гражданской службой;
привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности
за товарищей, беспрекословное подчинение законам и требованиям общественной морали при
активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства, а также формирование
высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного
пути в области государственной службы;
подготовка молодежи к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
образование в пространстве федерального учебного плана с учетом системы
дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностноориентированного обучения в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и
постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все
недостатки и упущения;
создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального,
психического и физического формирования личности кадет, всемерное развитие их способностей
и творческого потенциала;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
приобретение воспитанниками первичных знаний и компетенций, необходимых для
выбора профессий военной и иной государственной службы, формирование мотивации к
дальнейшему обучению в соответствующих образовательных организациях высшего и среднего
профессионального образования;
жесткая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное
время, подчиненной понятиям дисциплины и организованной в строгом соблюдении не только
воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации
внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами, с учетом
возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника,
позволяющий создать оптимальные условия развития верности Отечеству, готовности к
достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных
обязанностей;
утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа
государственной, особенно военной, службы;
создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве
общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к
родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за
судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.
3.
Организация деятельности кадетского класса.
3.1. Открытие кадетского класса осуществляется в установленном порядке в соответствии
с приказом директора школы и Соглашения «О сотрудничестве» с ОМВД г. Полевского
Свердловской области от 03.09.2019 г., по инициативе участников образовательного процесса и
родительского сообщества.
3.2. Комплектование кадетских классов осуществляется из числа обучающихся 1-х и 5-х
классов обоего пола.
зачисление в кадетские классы осуществляется на основании:
заявления родителей (законных представителей);
результатов собеседования с родителями (законными представителями) и обучающимся
школьной комиссии, в состав которой входят директор, заместитель директора по ВР, психолог,
медицинский работник, классный руководитель, учитель физической культуры, сотрудники
ОМВД;
портфорлио кандидата (грамоты, дипломы, награды за творческие и спортивные
достижения);
медицинской справки о состоянии здоровья.
3.3. При приеме в кадетский класс ребенок и его родители (законные представители)
должны быть ознакомлены с данным Положением и другими локальными актами,
регламентирующими организацию процесса обучения и воспитания в кадетском классе.
3.4. Количество обучающихся в кадетском классе определяется в соответствии с учетом
санитарных норм, и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного
процесса. Из числа наиболее авторитетных и дисциплинированных обучающихся назначаются
командир.
3.5. Для обучающихся, принятых на обучение в кадетский класс, является обязательным
ношение форменной одежды со специальной символикой, установленной школой после
принятия Присяги.
3.6. Кадеты обязаны иметь форменное обмундирование трех видов: парадную одежду,
одежду для постоянного ношения и спортивную (полевую) одежду. Расходы на приобретение
форменной одежды, знаков различия, аксельбантов и другой атрибутики осуществляется
родителями (законными представителями) на личные средства Обязанностью школы является
организация приобретения формы для обучающихся.
3.7. Обучение в кадетских классах бесплатное.
3.8. Исключение из числа кадет возможно по причине:
подачи личного заявления родителей (законных представителей);
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
по состоянию здоровья;
академическая задолженность по предметам учебного плана кадетского класса без
уважительных причин;
за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Положения
о кадетском классе, а также в случае грубого нарушения правил внутреннего распорядка или
систематического несоблюдения Устава школы, неисполнения решений руководства школы, а
также нарушения учебной и трудовой дисциплины
такие, как:
проявление нечестности, лжи, обмана, сокрытия негативных проступков;
нарушение слова, данного кадетом;
подстрекательство к безнравственным действиям, вовлечение товарищей в
безнравственные поступки;
проявление трусости и малодушия;
пренебрежительное (неряшливое) отношение к военной форме и своему внешнему виду;
нарушение субординации, проявление дерзости и неуважение к старшим товарищам,
преподавательскому составу;
уклонение от обязательных занятий, ведущие к отставанию в учебе, нежелание учиться;
употребление спиртных напитков;
курение в общественных местах;
сквернословие;
нарушение установленных в обществе норм поведения, грубость, цинизм, угроза,
запугивание во взаимоотношениях с товарищами;
неуважение национальных и религиозных чувств, прав и достоинств личности, словесное
оскорбление;
участие в драке, не связанной с защитой чести и достоинства гражданина;
присвоение чужой собственности, воровство;
умышленное повреждение имущества и чужих вещей.
4.
Образовательный процесс в кадетском классе.
4.1. Образовательный процесс в кадетском классе осуществляется на основе учебного
плана и календарного учебного графика, разрабатываемых и утверждаемых школой, и
регламентируется расписанием занятий. Кадетский класс реализует общеобразовательные
программы основного общего, среднего общего образования и дополнительные образовательные
программы. Кадетский класс осуществляет предпрофильную и профильную подготовку
обучающихся.
4.2. Учебный процесс осуществляется в рамках начального общего образования –
обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ начального
общего образования; основного общего образования - обеспечивает освоение обучающимися
кадетского класса образовательных программ основного общего образования;
4.3. Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в
кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией
школы самостоятельно с учетом федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования. В дополнение к обязательным предметам могут вводится дополнительные
курсы по выбору обучающихся, курсы внеурочной деятельности, дополнительные
общеразвивающие общеобразовательные программы, обеспечивающие реализацию интересов,
способностей и возможностей личности.
4.4. Продолжительность обучения в кадетских классах составляет: 1-4 классы – 4 года
(подготовительный этап), 5-9 классы – 5 лет (предпрофильное обучение).
4.5. По окончании учебного года для кадет 7-9 классов могут проводиться полевые
учебные сборы продолжительностью до 3-х дней (практические занятия) в рамках
дополнительных образовательных общеразвивающих программ, являющихся продолжением
образовательного процесса и имеющих целью укрепление здоровья и военную подготовку кадет.
4.6. Режим занятий кадет устанавливается в соответствии с календарным учебным
графиком школы.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
4.7. Распорядок дня кадетского класса включает учебные занятия, внеурочную
деятельность, дополнительное образование. В первой половине дня кадетами изучаются
преимущественно общеучебные предметы, во второй половине дня – внеурочная деятельность и
дополнительные занятия, ведется целенаправленная воспитательная работа на принципах
кадетского воспитания.
4.8. Учебный день кадетского класса начинается с общего построения в 8.00.
Утренний смотр проводит командир класса (взвода) и командиры отделений совместно с
классным руководителем и координатором кадетского движения (преподавателем-организатором
ОБЗР или зам. директора по ВР).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ (на начало дня):
Командир класса до начала построения собирает информацию об отсутствующих по
уважительным причинам или по болезни, а также опаздывающим на построение.
По команде координатора: «Взвода, становись», кадеты занимают свои места в строю.
Начинает сдачу рапорта старший кадетский класс: «Взвод равняйсь! Смирно! Равнение на
середину!», строевым шагом подходит к координатору отдает честь: «Товарищ (звание) взвод 5го класса в составе (количество) кадет построен. Отсутствуют по (причина, количество) кадет.
Рапорт сдавал, командир взвода (Ф.И.)». Становится рядом с координатором.
Координатор приветствует кадет «Здравия желаю товарищи кадеты!», кадеты (хором)
«Здравия желаем товарищ (звание)», дает установку на учебный день. «Вольно! По учебным
кабинетам разойтись!».
Учебные занятия начинаются с доклада командира взвода (дежурного по взводу) по
установленной форме. Особенности ведения урока в кадетских классах:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕЙ МОМЕНТ УРОКА
Преподаватель входит в класс, принимает доклад командира о готовности класса к уроку:
«Товарищ преподаватель, кадетский класс к уроку (к занятию) по (название учебного предмета)
готов. Командир кадетского класса кадет (Ф.И.)»
Преподаватель поворачивается к личному составу, осматривает, при необходимости делает
замечания по внешнему виду, строевой стойке и порядку на рабочем столе. Производится
проверка готовности к уроку (наличие учебника, тетради, дневника и т.д.). Проверку можно
осуществить лично или с привлечением дежурных.
Преподаватель здоровается с кадетами: «Здравствуйте, товарищи кадеты». Кадеты
отвечают на приветствие: «Здравия желаем, товарищ преподаватель».
Преподаватель дает команду: «Вольно, садитесь. Головные уборы снять».
Преподаватель может разрешить кадетам снять китель и повесить их на спинку стульев.
ХОД УРОКА.
Преподаватель обращается к кадетам на «ВЫ», по званию и фамилии. Например: «Кадет
Иванов». Кадет встает и отвечает «Я». Преподаватель спрашивает: «Вы выполнили упражнение
№15?».
Преподаватель следит за правильным положением кадета за партой (осанка, положение
рук на парте).
Преподаватель проводит обязательную физкультминутку, динамическую паузу.
Преподаватель требует уставного обращения к себе. Например: кадет поднимает руку,
преподаватель спрашивает его, кадет встает, представляется и просит разрешения обратиться:
Например: «Кадет Иванов. Разрешите обратиться».
Преподаватель проводит обязательную физкультминутку, динамическую паузу.
ОКОНЧАНИЕ УРОКА
Преподаватель дает команду: «Занятие окончено». Командир командует: «Класс встать!
Смирно! Преподаватель, проверив внешний вид кадет, подает команду: «Вольно! Разойдись!».
Кадет по служебным делам обращается к учителю (ИМЯ ОТЧЕСТВО)».
Искажение воинских званий, чинов, употребление нецензурных слов, прозвищ, грубость
и фамильярность категорически запрещены, и недопустимы во взаимоотношениях учащихся и
преподавателей кадетского класса.
В общественных местах, транспорте при отсутствии свободных мест кадет обязан
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
оказывать уважение и уступать свое место престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и
труда, женщинам.
Кадетам запрещается держать руки в карманах, сидеть в присутствии старших без его
разрешения.
Дежурные наводят порядок в расположении класса.
Учебный день завершается построением в 16:00.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ (завершение дня):
Командиры классов до начала построения собирают информацию об отсутствующих по
уважительным причинам или по болезни на окончание учебного дня, а также опаздывающим на
построение.
По команде координатора: «Взвода, становись», кадеты занимают свои места в строю.
Начинает сдачу рапорта старший кадетский класс: «Взвод равняйсь! Смирно! Равнение на
середину!», строевым шагом подходит к координатору отдает честь: «Товарищ (звание) взвод 5го класса в составе (количество) кадет построен. Отсутствуют по (причина, количество) кадет.
Нарушители дисциплины (Ф.И.) получили неудовлетворительные оценки по предметам (Ф.И.).
Рапорт сдавал, командир взвода (Ф.И.)». Становится рядом с координатором.
Координатор объявляет об окончании учебного дня, нарушителей вызывает к себе, дает
команду «Разойдись!»
4.9. Уровень образованности, общая культура, физическое и интеллектуальное развитие,
содержательный досуг кадет обеспечиваются дополнительным образованием, которое
предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по профильным дисциплинам,
культурологической и спортивной направленности. Кадетам рекомендуется заниматься в кружках
и секциях, создаваемых при школе, музыкальных, художественных, спортивных и других
учреждениях дополнительного образования детей, участвовать в соревнованиях, смотрах,
конкурсах, олимпиадах, выставках и других массовых мероприятиях различного уровня.
4.10. Обязательным является участие кадет в соревнованиях и мероприятиях военнопатриотической направленности.
4.11. Привлечение кадет к массовым мероприятиям (парады, шествия) осуществляется с
согласия родителей (их законных представителей).
4.12. Обучение обучающихся кадетского класса осуществляется педагогическими
работниками школы.
4.13. Организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
осуществляется
педагогическими работниками школы и педагогами дополнительного образования.
4.14. Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПиНом нормы, а
количество часов, отведённое в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше
уровня, установленного региональным базисным учебным планом.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса в кадетском классе
5.1.
Участниками образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве
кадетского класса являются кадеты, администрация школы, педагогические и медицинские
работники, родители (законные представители).
5.2. Права и обязанности кадет и их родителей (законных представителей) определяются
настоящим Положением и Уставом школы.
5.3. Общими обязанностями администрации школы, учителей и лиц административнохозяйственного персонала по отношению к обучающимся кадетского класса являются:
реализация потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и
нравственном развитии, получении ими среднего общего образования в соответствии с
государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков
государственной службы и военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения
дальнейшего обучения в соответствии с целью подготовки кадета к поступлению в высшее
учебное заведение и к последующей военной или государственной службе;
воспитание у обучающихся кадетского класса чувства патриотизма, готовности к защите
Отечества; формирование и развитие у учащихся чувства верности конституционному и
воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к
выбору профессии, связанной с государственной или военной службой;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
воспитание и формирование у обучающихся общей культуры, высоких моральнопсихологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
питание обучающихся кадетских классов является 2-х разовым (завтрак, обед) и
осуществляется за счет родительских средств. Бесплатное питание предоставляется
обучающимся 1-4-х классов (завтрак) и детям льготных категорий (завтрак, обед): многодетные,
малообеспеченные, сироты и опекаемые.
решение вопроса об организации пошива формы одежды за счет средств родителей;
выполнение
правил
трудового
распорядка
и
соответствие
требованиям
квалификационных характеристик.
5.4. Общими правами лиц, непосредственно ведущих учебную и воспитательную работу
в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, являются:
участие в управлении кадетским классом, административной деятельностью в рамках
полномочий и работе органов самоуправления и попечения;
защита профессиональной чести и достоинства;
свобода выбора и использования методики обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников, методы оценки знаний кадет в рамках, определенных общими целями.
5.5. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми общими правами обучающихся,
определёнными Законодательством Российской Федерации об образовании и Уставом школы, в
том числе правами на:
получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
выбор программ и форм дополнительного образования;
получение дополнительных, в том числе платных (на договорной основе),
образовательных услуг;
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы;
участие в управлении школой и классом в форме, определенной Уставом школы и ее
локальными актами;
создание общественных организаций и структур, не противоречащих по целям и задачам
действующему законодательству;
психологическую помощь, юридическую защиту своих интересов;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных мнений и убеждений.
5.6. Обучающиеся кадетского класса обязаны выполнять все требования Устава школы и
ее локальных актов, в том числе особенно:
строго выполнять распорядок дня, учебный план, правила ношения формы одежды;
упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым,
образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский
долг;
на занятиях проявлять творческую инициативу, внимательно слушать преподавателей,
аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;
быть дисциплинированным, честным и правдивым, соответствовать нормам поведения в
обществе и добросовестно их выполнять;
быть всегда опрятным и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте
обмундирование и обувь;
беречь государственное, школьное, общественное и иное имущество;
закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению
трудностей в жизни, быть трудолюбивым, заниматься спортом;
активно участвовать в общественной, спортивной и культурной жизни школы;
дорожить честью кадетского класса и школы;
беспрекословно выполнять распоряжения классного руководителя и педагогов,
направленных на достижение целей учебного и воспитательного процесса, сохранение жизни и
здоровья кадет;
строго соблюдать правила вежливости, быть выдержанным, вежливым, скромным;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть
нетерпимым к нарушителям дисциплины;
быть внимательным к родителям (лицам, их заменяющим);
строго выполнять правила личной гигиены.
5.7. Обучающимся кадетского класса запрещается:
употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры и употреблять бранные
выражения;
оскорблять товарищей, неуважительно относиться к старшим, нарушать правила ношения
формы одежды;
приносить в учреждение и иметь при себе взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и
пожароопасные предметы;
приносить иные предметы, представляющие угрозу для жизни и здоровья окружающих.
5.8. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся кадетского
класса определяются в соответствии с общим комплексом законодательства РФ о семье и защите
прав детства и в общих чертах могут быть определены, как:
защищать законные права и интересы своих детей;
создавать благоприятные условия для самоподготовки и самообразования ребёнка;
нести ответственность за обеспечение ребёнка необходимыми средствами для успешного
обучения и воспитания;
совместно со школой контролировать содержание и ход образовательного процесса, оценки
успеваемости их детей;
обеспечивать посещение кадетом занятий и всех мероприятий, предусмотренных планами
и программами;
добиваться твердого усвоения и неукоснительного выполнения кадетом своих
обязанностей;
нести ответственность за ликвидацию пробелов в знаниях ребёнка по учебным предметам;
участвовать в управлении кадетским классом и школой;
знакомиться с Уставом школы, данным Положением, образовательными программами и
курсами, изучаемыми их детьми;
получать информацию от должностных лиц класса о поведении кадета, степени освоения
им образовательной программы, состоянии здоровья, взаимоотношениях в коллективе;
обращаться в совет учреждения с предложениями, направленными на улучшение качества и
эффективности учебного процесса;
принимать активное участие в процессе воспитания кадета, регулярно посещать
родительские собрания.
6. Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и воспитания
6.1. Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и воспитания в школе
осуществляется на принципах сочетания общественных и административных форм управления.
6.2. Общественными формами управления кадетским классом являются родительский
комитет класса и родительское собрание, педагогический совет школы.
6.3. Административно-педагогическое управление кадетским классом осуществляется
непосредственно директором школы, заместителем директора по воспитательной работе,
координатором развития кадетского движения (преподавателем-организатором ОБЗР) и
классным руководителем кадетского класса как лицами, специально назначенными для
организации учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.
6.4. Директор школы непосредственно организует и осуществляет управление всей
работой по обучению и воспитанию обучающихся в социально-педагогическом пространстве
кадетского класса, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс школы и несёт
ответственность за состояние учебно-воспитательной работы.
6.5. Педагогический совет по отношению к кадетскому классу действует в рамках,
установленных Уставом школы, а именно: направляет деятельность педагогического коллектива
школы в отношении кадетского класса на реализацию поставленных перед ним целей и задач;
решает вопросы приема, перевода и выпуска кадет; обсуждает текущие и перспективные планы
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
работы класса, заслушивает информацию и отчеты педагогических работников класса;
организует формы итогового и промежуточного контроля.
6.6. Заместитель директора по воспитательной работе, координатор учебновоспитательного процесса, отвечает за:
планирование, организацию и состояние обучения, воспитания и развития обучающихся,
учебно-воспитательную и методическую работы;
организацию и направление работы учителей и преподавателей, работающих с кадетами в
области выполнения целей и задач, поставленных перед кадетским классом по формированию у
обучающихся общеучебных умений и навыков;
организацию преподавания всех учебных предметов (дисциплин); получения прочных и
глубоких знаний обучающимися, их воспитание и дисциплинированность;
составление учебного расписания кадетского класса, позволяющего оптимально выполнять
поставленные учебные и воспитательные задачи;
состояние общей дисциплины обучающихся;
социально-педагогическую работу в пространстве кадетского класса;
организацию воспитательной работы; морально-психологическое состояние и
общественно-государственную подготовку обучающихся; эффективность работы по социальноправовой защите обучающихся и членов их семей;
информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение; эстетическое
развитие обучающихся и организацию культурного досуга.
6.7. Классный руководитель назначается из числа учителей школы с целью качественной
организации и контроля за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом
пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной
соподчиненности администрации школы.
6.8. Классный руководитель кадетского класса обязан:
знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и учебники, по которым они
обучаются; обладать знаниями и умениями по педагогике, детской и возрастной психологии,
социальной психологии и психологии отношений, психологии детских коллективов,
педагогической этике;
знать инструктивно-методические документы, методические рекомендации по организации
воспитательного процесса; основные направления и перспективы развития образования и
педагогической практики, законодательные акты, постановления и решения правительства и
других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенцию
о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;
организовывать и координировать воспитательные процессы в классе, содействовать
созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования
личности ребенка, фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит
необходимые коррективы в систему его воспитания;
содействовать получению дополнительного образования каждым обучающимся через
систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в
учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;
формировать у детей навыки здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной
жизненной, профессиональной позиции, обучение основным принципам построения
профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
взаимодействовать с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми
общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им
организационно-методическую поддержку;
лично проводить индивидуальную работу с кадетами, уделяя при этом особое внимание
воспитанию у них высоких нравственных и воинских качеств, дисциплинированности, любви к
Отечеству, организовывать воспитывающую деятельность в классе в соответствии с возрастными
интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание
жизнедеятельности классного коллектива;
заботиться о здоровье и безопасности вверенных ему детей; участвовать в диспансеризации
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обучающихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического
самоуправления вести активную пропаганду здорового образа жизни и работу по профилактике
аддитивного поведения обучающихся, организации физкультурно-оздоровительной работы
класса;
вести работу по охране прав и защите интересов детей; оказывает помощь воспитанникам в
решении острых жизненных проблем;
работать в тесном контакте с родителями обучающихся: изучать воспитательные
возможности семьи; вести дифференцированную индивидуальную работу с родителями по
коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с
обучающимися класса и их родителями; организовывать совместную деятельность школьников
и родителей, вести
работу по педагогическому просвещению семей, повышению их
педагогической культуры;
участвовать в организации питания класса, в организации отдыха, оздоровлении и
трудоустройстве обучающихся во внеучебное время;
координировать работу педагога-организатора, педагога-психолога, родительской
общественности, органов ученического самоуправления класса, других заинтересованных
организаций и ведомств по решению поставленных задач;
координировать деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и
нравственного развития обучающихся;
вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность учебной и
воспитательной работы.
6.9. Координатор развития кадетского движения (преподаватель-организатор ОБЗР):
участвует в организации качественной системы управления кадетским классом и
приближения её структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской
Армии;
лично руководит командным составом взвода;
проводит инструкторско-методические и практические занятия по основам военной
службы;
следит за правильностью ношения форменной одежды кадетами;
проводит обучение по программам дополнительного образования (в рамках специальной,
строевой и физической подготовок);
следит за строевой выправкой кадет, правильностью исполнения требований строевого
устава Вооруженных Сил РФ;
отвечает за проведение ежедневных построений;
проводит разводы и строевые смотры кадет;
объявляет благодарности и накладывает взыскания в рамках положения о дисциплинарных
взысканиях кадет;
принимает решение о временном (постоянном) лишении прав кадет на ношение форменной
одежды, знаков различия и специальных званий;
ходатайствует перед директором школы о поощрении и наложении взысканий на кадет.
6.10. Командир класса назначается из числа наиболее подготовленных и
дисциплинированных обучающихся по рекомендации классного руководителя и по согласованию
с координатором развития кадетского движения школы.
6.11. Командир класса подчиняется классному руководителю и координатору развития
кадетского движения, является прямым начальником для обучающихся взвода.
6.12. Командир класса обязан:
руководить командирами отделений;
руководить личным составом кадетского взвода;
исполнять качественно и в срок все распоряжения администрации школы, классного
руководителя и координатора развития кадетского движения школы;
следить за порядком и дисциплиной кадет в период проведения учебных занятий и во
внеурочное время;
немедленно докладывать классному руководителю и координатору развития кадетского
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
движения о всех происшествиях и нарушении дисциплины в кадетском взводе;
оказывать помощь классному руководителю в организации и проведении классных
мероприятий и самостоятельной подготовки обучающихся и в формировании у них навыков
самостоятельной работы;
оказывать конкретную помощь слабоуспевающим обучающимся класса;
принимать участие в организации досуга обучающихся;
принимать участие в создании и совершенствовании учебно-материальной базы взвода;
во время отсутствия классного руководителя исполнять его обязанности в части касающейся
организации порядка и дисциплины кадет.
6.13. Командир отделения назначается из числа наиболее дисциплинированных учащихся
по рекомендации классного руководителя и по согласованию с координатором развития
кадетского движения школы.
7. Финансирование кадетских классов и системы кадетского обучения и воспитания
7.1. На кадет распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные
соответственно для обучающихся общеобразовательных школ.
7.2. Источниками финансирования кадетских классов являются средства спонсоров,
добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
7.3. Кадетские классы могут осуществлять сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии законодательством РФ.
7.4. Оплата труда педагогических работников в кадетских классах осуществляется в
соответствии с действующим законодательством.
7.5. Для проведения различных мероприятий кадетского класса, связанных с
финансовыми затратами, финансирование осуществляется за счёт родителей (законных
представителей) кадет.
8. Присвоение специальных кадетских званий
8.1. Специальные звания кадет присваиваются приказом директора школы по
представлению координатора развития кадетского движения школы.
8.2. Специальное звание – кадет присваивается всем кадетам, выполнившим курс кадетастажера без предъявления к ним специальных требований. Срок выслуги в звании не
устанавливается.
8.3. Специальное звание – старший кадет присваивается наиболее подготовленным
кадетам, не имеющим взысканий, обучающимся на «хорошо» и «отлично», принимающими
участия в соревнованиях за честь школы, являющимися победителями олимпиад. Без
предъявления требований звание присваивается кадетам, закончившим учебный год на
«отлично». Срок выслуги в звании не устанавливается.
8.4. Специальное звание – вице-младший сержант присваивается наиболее
подготовленным кадетам, не имеющим взысканий, обучающимся на «хорошо» и «отлично», при
назначении командирами отделений, взвода, знаменосцами школы, занявшими призовые места в
городских, региональных соревнованиях и олимпиадах, отличники учебы последующего
учебного года (которым ранее присвоено звание старший кадет). Срок выслуги в звании не
устанавливается.
8.5. Специальное звание – вице-сержант присваивается наиболее подготовленным
кадетам, не имеющим взысканий, обучающимся на «хорошо» и «отлично», исполняющим
обязанности командира взвода не ранее одного года пребывания в звании вице-младший сержант.
Срок выслуги в звании не устанавливается.
8.6. Специальное звание – вице-старшина присваивается наиболее подготовленным
кадетам, не имеющим взысканий, обучающимся на «хорошо» и «отлично», исполняющим
обязанности помощника координатора развития кадетского движения школы. Срок выслуги в
звании не устанавливается.
9. Поощрение и взыскания применяемые к кадетам
9.1. В целях стимулирования деятельности кадет, создание у них положительной
мотивации к учебе и добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей кадет может
поощряться:
объявлением благодарности;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
награждением почетной грамотой;
награждением кадетскими знаками отличия (закупаются на средства родителей);
награждением кадетскими медалями (закупаются на средства родителей);
присвоением внеочередных специальных кадетских званий на одну ступень выше
предусмотренного;
снятием ранее наложенного взыскания.
9.2. За нарушение дисциплины, Устава школы, настоящего Положения, Кодекса чести
кадета, совершение противоправных нарушений и проступков, порочащих честь кадета, на
кадета накладывается взыскание:
объявление устного замечания перед строем;
объявление выговора;
понижение в должности командира;
лишением кадетского звания на ступень ниже;
лишением кадетского звания с запретом ношения погон;
запретом ношения форменной одежды кадетом;
исключением из рядов кадет.
10. Кодекс чести и присяга кадета
10.1. Кадеты обязаны знать и в повседневной жизни руководствоваться Кодексом чести
(отдельный документ).
10.2. Все обучающиеся, вступающие в ряды кадет, в торжественной обстановке принимают
Присягу (отдельный текст), которая хранится в личном деле кадета.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16».
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
11.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»